В арсенале современного стратегического терапевта древнее искусство китайских стратагем – это мощное оружие, которое позволяет добиться успеха в кратчайшие сроки с минимальными усилиями. Стратагема – это сложная метафора в действии. Она позволяет обозначить тот способ, благодаря которому можно изящно обойти сопротивление клиента изменениям, создавая условия, когда достижение цели происходит естественным путём.
Для многих психологов стратагемы являются сложной темой. Задача курса — обучить специалистов помогающих профессий практическому применению стратагем в трёх аспектах стратегической терапии: на уровне терапевтических отношений, на уровне коммуникации и на уровне предписаний. Именно искусное внедрение изменений, определяемое мастерством терапевта, отличает Краткосрочную стратегическую терапию от других подходов.
Другим традиционным инструментом воздействия в КСТ является использование риторических приёмов, способных вызывать ощущения и приводить к переживанию эмоционально-корректирующего опыта.
Метафоры – это разнообразные языковые средства, призванные найти отклик в душе клиента и зацепить таким образом, чтобы спровоцировать его на изменение восприятия и реакций. Применение образного языка, афоризмов, притч, анекдотов, лозунгов, крылатых выражений обогащает суггестивность речи терапевта, позволяет ему затрагивать и приводить в движение самые глубокие переживания своих клиентов.
Наряду с классическими метафорами, знакомыми вам по литературе и обучающим материалам КСТ, курс представит новые, ранее неопубликованные метафоры, классифицированные соответственно основным психическим расстройствам и психологическим проблемам.
Прагматичное деление аналоговых языковых приёмов в применении к конкретным темам позволит терапевту пользоваться курсом как справочником или руководством к использованию метафор в КСТ.
Риторические инструменты психотерапевта представлены
• метафорами;
• анекдотами;
• афоризмами;
• байками;
• историями;
• лозунгами;
• крылатыми выражениями;
• мемами;
• жаргоном;
• пословицами;
• и другими средствами.
Программа спецкурса
1. Стратагемы. Определение. История. Применение в КСТ. Смысловая многозначность стратагем. Типы неординарной логики: логика парадокса, логика противоречия, логика веры. Стратагемы – Переплыть море, чтобы небо не заметило. Обманывать, говоря правду. Отправиться позже, чтобы прибыть раньше.
2. Стратагемы. Три уровня терапевтического взаимодействия – уровень отношений, уровень коммуникации, уровень предписаний. Практическое применение стратагем на трёх уровнях взаимодействия. Толкование стратагем в зависимости от контекста. Замутить воду, чтобы рыба всплыла на поверхность. Прежде чем выправить что-то, нужно знать как это сильнее искривить. Круговое против линейного, линейное против кругового. Убить змею её собственным ядом. Погасить огонь, добавляя дров.
3. Стратагемы. Алгоритм использования стратагемного мышления в практике психолога. Принципы применения стратагем. Заманить врага на чердак и убрать лестницу. Создать из ничего. Стратагема разоблачённого трюка. Постоянно меняться, оставаясь тем же. Победить без боя.
4. Метафоры. Определение. Приёмы аналогового языка в КСТ. Метафоры при тревожно-фобических расстройствах. Метафоры при ОКР и РОКС. Метафоры при депрессии и зависимостях. Метафоры при ревности и паранойе.
5. Метафоры. Метафоры терапевтических отношений. Метафоры сопротивления в терапии. Метафоры проблемы и предпринятых попыток решения. Метафоры межличностных отношений. Экзистенциальные метафоры. Практическое применение метафор в КСТ. Особенности языковых приёмов при разных типах перцептивно-реактивных систем. Стратегии развития риторического мастерства в КСТ.
На курсе вы узнаете:
• О древних стратагемах и для чего они нужны современному психотерапевту;
• О практическом применении стратагем в вашей практике;
• О метафорах, используемых при конкретных проблемах;
• Об особенностях риторики в коммуникации с разными типами клиентов;
• О способах и путях развития ваших навыков красноречия.
Вы научитесь:
• применять стратагемное мышление в работе и жизни;
• гибко выстраивать отношения и коммуникацию с клиентом;
• использовать образный язык для влияния на других людей;
• подбирать точные метафоры под логику проблемы ваших клиентов;
• конструировать свои собственные аналогии, опираясь на воображение и личный;
опыт;
• мыслить, действовать и жить неординарно, используя диалектический подход.